Музей, рожденный в День Победы

Ольга Уханкина, научный сотрудник музея партизанской славы «Большой Дуб»
1 из 4 изображений
Музей, рожденный в День Победы
© фото: из фондов музея партизанской славы «Большой Дуб»
2 из 4 изображений
Музей, рожденный в День Победы
© фото: из фондов музея партизанской славы «Большой Дуб»
3 из 4 изображений
Музей, рожденный в День Победы
© фото: из фондов музея партизанской славы «Большой Дуб»
4 из 4 изображений
Музей, рожденный в День Победы
© фото: из фондов музея партизанской славы «Большой Дуб»

Сегодня наша страна отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне. По традиции многие железногорцы приедут на мемориальный комплекс «Большой Дуб», посетят музей. В преддверии великого праздника мы встретились с художником, преподавателем Железногорского художественного колледжа Николаем Петровичем Полухиным, который принял непосредственное участие в их создании.

Его имя на века вписано в историю нашего города. Он автор главных символов Железногорска – герба и флага, стелы «Рудник», расположенной на повороте на «Рудоуправление», соавтор стелы-указателя «Железногорск» на трассе Москва-Киев на въезде в город. И это далеко не полный перечень его работ. В 1974 году на месте сожжённого немецко-фашистскими оккупантами посёлка Большой Дуб Михайловского (ныне Железногорского) района начались работы по созданию будущего мемориала.

Первым воздвигнутым здесь объектом был памятник-стела в честь Курской битвы. Его автор – Евгений Лобанов. Еще в процессе работы над проектом памятника он обращался к Николаю Полухину, в ту пору главному художнику МГОКа, за советом, как сделать буквы на бетонной стеле «Курская битва». Николай помог не только словом, но и делом, подсказал: пока бетон, залитый в опалубку, ещё жидкий, в нём надо «утопить» буквы, заранее выпиленные раскалённой струной из пенопласта. А когда бетон застынет, вырезать паяльной лампой и отшлифовать края. Эта техника называется контррельеф.

Также к Николаю Полухину обращались за помощью и при изготовлении памятника-стелы «Земля городов-героев», автором которого был Семен Базилевич. Необходимо было в срочном порядке к открытию мемориала установить на него буквы названий городов-героев. Полухин сделал чертежи, и каждую букву изготовили под его руководством. Затем их нужно было прикрепить на гранитную стелу. Художник понимал, в какой технике надо работать, чтобы буквы сохранились навечно. Но времени катастрофически не хватало. Через день мемориал должен быть открыт. Решили пока наклеить буквы на эпоксидную смолу. Позже без спешки переделали все основательно.

Через некоторое время было решено, что на мемориале «Большой Дуб» нужно построить музей, который станет очагом патриотического воспитания молодежи.

Музей создавали всем миром, по крупицам собирали материалы и экспонаты. Первый научный сотрудник музея и его основатель П.М. Курских в газете «Ударный фронт» писал:

«Инициативу городского комитета партии, городского и районного исполкомов горячо поддержали коллективы предприятий и организаций. Силами добровольцев-энтузиастов Михайловского ГОКа, треста «Курскрудстрой», Михайловской мебельной фабрики, завода ЖБИ-3, фабрики гофротары и др. было сооружено здание, найдено оборудование для стендов. Так на общественных началах возник музей. В этом массовом энтузиазме видится главное – людская память о тех, кто с оружием в руках отстоял святое – независимость Родины».

В 1976 г. Николай Полухин выиграл городской конкурс на лучший проект оформления музея на мемориале «Большой Дуб». Тому есть документальное подтверждение. Чтобы набраться опыта, Полухин ездил с ветераном Великой Отечественной войны и первым военкомом Железногорска Анатолием Постниковым по местам боевой славы Белгородской земли. Хорошо зная городских художников, Николай Петрович создал из своих однокурсников и коллег команду. И работа закипела! Полухин руководил процессом и сам принимал в нем непосредственное участие: снабжал художников красками, кистями, делал развертку стен (чертеж-проекция отдельных элементов помещения на плоскость каждой стены). Кроме того, он был автором и первых музейных стендов – вертикальных пилонов, на которые потом размещали музейные экспонаты: фото, документы. Эти стенды обрамляли дубовые листья, которые по рисункам Николая Полухина были отлиты из гипса в мастерской промплощадки МГОКа художником Александром Наумовым. А для однородной и быстрой покраски самих стендов Полухин предложил обратиться на Гофротару, и вскоре чёрная краска была равномерно накатана на поверхность пилонов.

— «Работы Николая Полухина хватало с лихвой. Сам клеил, красил, устанавливал стенды. А потом, в день открытия, когда людской поток хлынул в музей, отошёл в сторонку, ждал мнений. И в первый же день в Книге отзывов… – музей удался, оформлен строго, со вкусом…», — писала 5-го июля 1980 года газета «Ударный фронт».

За оформление музея «Большой Дуб» Николай Полухин был награждён поездкой по местам боевой славы.

В следующем году у мемориала «Большой Дуб» будет юбилей: ему исполнится полвека! И мы обязательно будем рассказывать и о других людях, причастных к созданию нашего памятного места.

АВТОРЫ
Связаться через:

Ольга Лунёва

Шеф-редактор сетевого издания.

Связаться через:

Екатерина Радионова

Шеф-редактор газеты. Ведет рубрики: Безопасность, Социальная, Спорт. 

ДРУГИЕ РЕСУРСЫ